Расчет стоимости на разработку сайтов, приложений и сервисов – это детальное продумывание, а порой предугадывание будущих процессов. Звучит уже сложно, но правда в том, что на практике назвать клиенту точную сумму сразу – нереально. Из-за этого молодые студии и агентства часто сталкиваются с тем, что в итоге работают в ноль или даже в минус.
За 13 лет на IT-рынке мы тоже собрали кейсы с убыточными проектами и не понаслышке знаем, как после них сложно прийти к стабильности и начать получать прибыль. Поэтому решили помочь коллегам по цеху и рассказать, что стоит учитывать при оценке проектной работы с фиксированной ценой.
Определение рентабельной ставки
Константа в формуле расчета стоимости проектов – это ставка специалиста. Она зависит не только от уровня сотрудника, но и от:
- общей заработной платы всего штата,
- стоимости оборудования и лицензий на ПО,
- аренды и содержания офисного пространства,
- налогообложения и социальных выплат,
- маржи,
- конкурентного рынка.
Агентству надо сложить расходы за месяц и добавить к ним прогнозируемую прибыль за тот же период. Полученную сумму разделить на число сотрудников, участвующих в проектах, и количество их рабочих часов (тоже в месяц). Так появится средняя ставка специалиста, которая корректируется с учетом рыночных цен.
Теперь, когда есть почасовая стоимость услуг одного сотрудника, при которой агентство рентабельно, можно перейти к эстимейту времени.
Оценка времени проекта
Основа эстимейта времени – это техническое задание на разработку. Но будем честны, у многих клиентов в лучшем случае есть дизайн-макеты и функциональные требования, в худшем – просто желание сделать сайт или приложение. Однако без ТЗ результат непредсказуем.
Анализ требований
Чтобы приступить к написанию техзадания, нужно знать, что хочет клиент и его бизнес-процессы. Выявлением целей и задач занимается бизнес-аналитик, продакт и/или проджект менеджер, время которых оплачивается еще до подключения технических специалистов.
Если ни у агентства, ни у обратившейся компании нет такого сотрудника, то вы рискуете потерять время (= деньги) на растянутый пресейл, в результате которого вообще не выйдете на контракт. Единственной альтернативой аналитика является опыт от аналогичных проектов.
Разработка технического задания
На создание технической документации уходит от 3 до 30 дней: срок зависит от сложности проекта и прошлых кейсов агентства. Подготовка полноценного ТЗ идет как отдельная услуга или входит в итоговую сумму, составляя 5-15% от стоимости всего проекта.
Включение рисков
В правильном техническом задании есть описание стека, структура, разбор функционала, схема БД, руководство для интеграций, прототипы экранов – все, что уже в совокупности представляет собой будущий продукт. По нему, зная навыки команды, несложно оценить время и составить смету. Но многие забывают о непредвиденных ситуациях:
- трудности при интеграции различных систем и компонентов;
- новые законодательные требования;
- ошибки, которые реально обнаружить только на проде;
- новые пожелания клиента;
- приостановка проекта из-за резкого сокращения бюджета.
Даже опытные агентства могут не учесть все возможные риски, но к основным надо готовиться заранее.
- Технические прогнозируемые трудности закрываются внесением в смету дополнительного времени на их устранение, что увеличивает стоимость.
- На добавление задач сверх заверенного ТЗ составляется новая смета. Об этом надо заранее предупредить заказчика.
- Чтобы не было проблем с оплатой, делать следует ровно то, что уже материально покрыто. Лучше с самого начала подготовить и предложить клиенту две оценки стоимости: MVP и всего проекта.
Составление сметы и расчет стоимости
- Оцениваем по времени каждую задачу из ТЗ.
- Включаем часы на устранение рисков.
- Переходим к подсчетам.
*Часы всех специалистов, задействованных в аналитике, ТЗ, разработке, и риски.
Теперь все зависит от вашей любви к математике. Но мы уверены, что вы справитесь и не уйдете в минус по проекту. С поправкой – если правильно определите ставку специалиста и временные затраты на решение задач.