Скроля ленту IT-сообществ, сложно не заметить, сколько существует мемов на тему выгорания и прокрастинации на работе. Не так давно к ним добавился синдром самозванца, возглавив список популярных психологических проблем у разработчиков. Однако сложно относиться с улыбкой к симптоматическим признакам наступающей депрессии, когда выявляешь их у себя и чувствуешь реальную угрозу своему здоровью. И если главные признаки выгорания – усталость и апатия, то феномен самозванства – это то, что может привести к ним в ускоренном темпе.
Синдром самозванца – эмоциональное состояние, при котором не веришь в свои возможности и считаешь, что не заслуживаешь полученной похвалы или должности. В результате продолжительного нахождения в нем происходит отстранение от коллег (вдруг, они раскусят некомпетентность) и отказ от перспективных проектов.
5 типов людей в «зоне опасности» по Валерию Янгу
ПЕРФЕКЦИОНИСТ, который не может дойти до логического конца в поставленной задаче, потому что результат всегда кажется неидеальным. Вместо того чтобы согласиться с оптимальным решением, устраивающего всех, он пытается довести решение до несуществующего совершенства. И когда понимает, что прийти к нему не получается, срывается и считает себя некомпетентным специалистом.
ВЕЧНЫЙ СТУДЕНТ думает, что у него постоянно не хватает знаний и их надо срочно дополнить, много читая и учась на различных курсах. Он полагает, что все вокруг умнее его. Боится, что рано или поздно столкнется с такой задачей, которую никогда не решит, а должен.
ИНДИВИДУАЛИСТ страдает из-за неумения грамотно распределять задачи между коллегами. Ведь никто не сделает работу лучше, чем он сам. В итоге перезагружается настолько разноплановыми заданиями, что у него не получается сфокусироваться даже на изначально простой для себя задаче.
СУПЕРМЕН хочет быстрее прийти к результату и быть самым продуктивным в команде. Ради общего блага он готов пожертвовать едой, отдыхом и домом. Задача поставлена – ее надо решить. И пока этого не произойдет, сон – для слабаков. Он сам не замечает, как морально истощается, вследствие чего путается и ругает себя за неудачи.
ГЕНИЙ относится к успешному решению задачи как к само собой разумеющемуся. По его мнению работа должна проходить без усилий, а результат – легко достигаться. Он сталкивается с сомнениями в себе, когда возникают хоть малейшие трудности.
Почему синдром самозванца развит в IT
Синдром самозванца присущ не только IT-специалистам. Первая статья о нем вышла в 1978 году и описывала тревожность успешных женщин. Ощущение себя не на своем месте так и не было признано научным, но в последнее время все чаще используется психологами для определения состояния своих клиентов.
В IT ярлык самозванства проник благодаря схожести психологических проблем разработчиков с его признаками:
- неуверенность в своих навыках как при выполнении конкретной задачи, так и в целом;
- определение успеха как то, что вышло само собой и не является чем-то значительным;
- эмоциональная напряженность и страх перед неудачей;
- чувство, что нужен идеальный результат, но его невозможно достичь;
- кажется, что у руководства непомерно высокие ожидания от вас;
- ощущение, что надо работать и знать больше за свою зарплату;
- отстранение от коллег из-за того, что они вычислят отсутствие компетенции.
Из приятного – синдром самозванца считается временным состоянием. Из неприятного – хроническим. Если не разобраться в первопричинах, то он так и будет периодически обостряться и угасать. Для точной диагностики источников и триггеров проблемы стоит записаться на прием к психологу. Мы же рассмотрим общие факторы, которые ведут к синдрому самозванства в IT.
Все из детства
Истина, ставшая уже банальной, но все равно – актуальная. Синдром самозванца часто проявляется у специалистов, которых не хвалили за заслуги в раннем возрасте и ругали за ошибки. Попутно родители и преподаватели могли сравнивать ребенка с более успешным учеником в классе или «сыном маминой подруги». Будучи взрослым такой человек воспринимает хорошую работу как само собой разумеющееся и недостойное внимание, а неудачу – катастрофой.
Есть и обратное воспитание, при котором ребенка слишком много хвалили. Специалист привык считать себя гением и получать положительную оценку. И когда у него что-то выходит плохо и это еще замечают другие, то внутри возникает error. Он сомневается, а правда ли он так хорош, как думал.
Внешние факторы
Представим программиста Колю, который устроился Джуном-разработчиком в IT-компанию. У Коли невысокая зарплата, соответствующая его скиллам, и несложные задачи. Прошло два года, специалист много работал и прошел грейдирование на Мидла. Ему существенно повышают оклад, стимулируют бонусами и дают новые более серьезные проекты. Сначала Коля радовался, но через три месяца оказался в депрессии. Как так?
- Коля старался все сделать сам, ведь он теперь Мидл, который получает приличную сумму за свою работу. Он должен все знать и уметь.
- Тестировщик стал возвращать больше багов, а проджект-менеджер поторапливать сдать проект.
- Вокруг у всех все получается, а Коля даже боится попросить помощи, чтобы не посчитали, что он не заслужил быть Мидлом.
- Еще и в статье, которую он прочитал, написано, что разработчики за такие деньги, как его нынешний оклад, должны уметь делать виртуальное сальто.
Сидит Коля в удобном офисном кресле и думает, что он ненастоящий разработчик. Он не помнит, что у него получалось раньше. Не знает, как правильно кодить теперь. И забыл, что он даже не Сеньор, а Мидл. Но больше Коля в себя не верит и дальнейший путь в разработке не видит.
Давайте попробуем вернуть Николаю смысл в когда-то любимой профессии, а заодно и сами поймем, как справиться с синдромом самозванца.
Как бороться с синдромом самозванца
Первый и главный совет – найдите время и обратитесь к психологу для проработки внутренних проблем. Если сейчас это сделать затруднительно, то начните с малого – осознания своего «Я»: установления контакта с личными ценностями и базовым смыслом. Сбросьте настройки до заводских: вспомните, что вам нравилось в вашей профессии и почему вы вообще решили ее освоить.
Смиритесь, что знать все – невозможно
Повторяйте себе каждый день, что чего-то не знать – это нормально, пока сами в это не поверите. За ответами обращайтесь в сообщества и к старшим сотрудникам. Возможно, что вы наткнетесь на хейтера, но чаще разработчики и другие IT-специалисты с энтузиазмом стараются помочь коллегам. И это порой куда быстрее, чем копаться в Интернете и библиотеках. От них же реально получить отзывы о своей работе.
Не идеализируйте проект, а совершенствуйте себя
Используйте в рабочих проектах те инструменты и подходы, которыми уже владеете. Не усложняйте задачи излишним перфекционизмом, т. к. зачастую он никому и не нужен. Лучше параллельно и не спеша осваивайте новый для себя стек, версии и методы во внерабочее время, занимаясь пет-проектами. Планируйте самостоятельное обучение и повышайте свою квалификацию умеренно, а не сгорая вместе с дедлайнами.
Просите больше фидбека и стороннего мнения
Не бойтесь своего руководства. В конце концов, если директор вас нанял или повысил, а вы этого не заслужили, то это его «неправильное» решение. Вы никого не обманули, и чтобы убедиться в себе как в специалисте, просите больше обратной связи и развернутых комментариев по вашей задаче. Полезно периодически проходить собеседования в других компаниях и просить фидбек у них, чтобы понимать не только свой уровень, но и трезво оценивать себя на рынке труда.
Фиксируйте свои успехи
Ведите дневник достижений и записывайте в него удачно выбранные решения задач, положительные отзывы, продуктивность в изучении нового – все, что у вас получилось сделать хорошо. Даже если вы сомневаетесь, что это произошло неслучайно и вам просто повезло. Опишите подробно, как вы добились «случайного» результата. Уверены, что получившаяся цепочка продемонстрирует настоящие причины успеха, за которым скрыты навыки и опыт.
Не молчите
Психологические проблемы сотрудников становятся все чаще обсуждаемой темой в комьюнити бизнеса. Руководители редко обращают на них внимание, пока дело не доходит до срывов и увольнений. Даже хороший управленец рискует не заметить изменения в специалисте, решая повседневные задачи. И вполне вероятно, что он и рад помочь сотруднику, но не знает, что ему вообще нужна помощь.
«Не работайте с мудаками»
С определенной точки зрения синдром самозванца – это и толчок для развития, который заставляет профессионально расти, если не доводить его до депрессии. Также он способствует трезвой оценке происходящему в компании. Если вам отказывают в развернутой оценке, не хотят помочь и постоянно ругают, то есть высокая вероятность, что дело совсем не в вас, и стоит сменить место работы. Чтобы вам было проще принять решение, советуем прочитать бестселлер Роберта Саттона «Не работайте с мудаками».
Феномен самозванства легче перенести, закрыв базовые потребности. Постарайтесь соблюдать диету и наладить режим сна. При страхе потерять должность представьте, что это уже произошло, и составьте несколько сценариев ваших поступков. Вы увидите, что все поправимо, и обезопасите себя от бессмысленной тревожности за будущее. Но все же самое верное – психологическая консультация от специалиста.