Субординация в бизнес-процессах – понятие неоднозначное, потому что пришло из военной сферы и дословно переводится как «подчинение». Звучит довольно строго и совсем непривлекательно для сотрудников, мечтающих работать в «бирюзовых» компаниях.
Правда в том, что бирюзовая холакратия присуща только организациям, состоящим из равноправных специалистов. Зачастую не очень крупным. Когда в бизнесе есть учредитель и руководители, то вопрос лишь в том, насколько грамотен императивный подход с субординацией. Ведь всегда кто-то будет ставить задачи, а другой их выполнять. Всегда кто-то спросит за срыв дедлайна, а кто-то должен ответить. Всегда есть несколько вариантов или мнений, а кому-то надо принять одно верное решение.
Субординация в бизнесе – это соблюдение трудовых взаимоотношений и должностных инструкций в рамках иерархической системы компании.
В начале 2024 года мы официально ввели субординацию в свои рабочие процессы, прописав ее соблюдение в регламенте MediaTen. И сегодня готовы поделиться ее преимуществами и недостатками, а главное – объяснить, как и зачем документально сопровождать новый для сотрудников термин.
Плюсы субординации
Четкое понимание к кому обращаться за помощью
Наглядная и прозрачная структура компании ускоряет онбординг и становится навигатором для специалистов. Она дает представление о зонах ответственности коллег и их компетенциях, а также обозначает территорию каждого ТОП-менеджера. Если у сотрудника есть задача для другого отдела, то он направляет ее руководителю, а уже тот назначает исполнителя с учетом его занятости.
Быстрое принятие решений
Иерархия должностей позволяет не тратить время на споры и отстаивание своей точки зрения. Специалисты предлагают варианты: как сделать, что нужно и в какой срок. Итоговый выбор – за руководителем. В случае провала именно он будет отвечать уже перед тем, кто стоит выше. Успешное решение, как правило, несет вознаграждение для всего отдела.
Улучшение корпоративного климата
Субординация – это взаимный процесс, включающий в себя уважение авторитета руководства и деятельности коллег. Она предполагает открытое общение в команде в рамках рабочего этикета. Когда сотрудник чем-то неудовлетворен, он не должен прилюдно ругаться, прыгать через голову и идти к гендиректору. Ему следует обратиться к руководителю отдела и аргументировано объяснить свою позицию наедине. Если консенсуса достичь не удалось, то следующая ступень – HR или совместная встреча с начальством выше. Последняя происходит только при согласии обеих сторон.
Устранение лишних бесед в рабочее время
Соблюдение субординации предполагает взаимодействие на основе делового этикета. Каждая компания вправе сама определять, насколько строго его придерживаться и позволять ли отклонения от канонов профессиональной этики. В любом случае, когда понятие введено официально и указано наказание за нарушение, сотрудник тысячу раз подумает прежде, чем употреблять табуированную лексику или начать разглагольствовать на отстраненные темы.
Отлаженный диалог с клиентом
Если сотрудники компании напрямую общаются с заказчиками, то субординация поможет отрегулировать стандарты продаж и предоставления услуг. Речь не только о готовых скриптах, но и о временных реакциях на запросы клиентов, эмоции на их правки и пожелания. Не каждый специалист осознает, насколько сильно он влияет на репутацию компании, но соответствовать нормам может.
Минусы субординации
Ухудшение коммуникации в компании
При отсутствии единого представления о том, что такое субординация, или желании «прикрыться» ею ради своей выгоды в коллективе разрастается негатив. Один считает, что сказал все по существу, второй – что его личные границы нарушены, третий – отстраняется от всех, чтобы не быть ни в чем виноватым. Недовольство накапливается, а управленческий состав даже не в курсе происходящего, так как ему улыбаются и говорят, что все хорошо.
Дизмораль руководителей и специалистов
Менеджер, который делает первые шаги в управлении, рискует не заметить нарушения в субординации и растеряться в оценке поведения членов команды. Те в свою очередь могут проявить неуважительное отношение к руководителю и заставить его сомневаться в своих компетенциях. Или наоборот – управленец сам расшатывает авторитет специалистов, прилюдно ругая за их ошибки и напоминая о своей главности.
Увольнения сотрудников
Помимо того, что человек может уйти из компании из-за нарастающей токсичности, крайняя мера при повторяющихся нарушениях субординации – прекращение трудовых отношений со стороны компании.
Все минусы субординации – это последствия непонимания или нежелания придерживаться должностных инструкций и деловой этики. И если второе устраняется категорическим способом – удалением из коллектива, то первому следует уделить особое внимание.
Как ввести субординацию в компанию
Раскройте термин в общедоступных регламентах
Пропишите то, как определяется субординация в вашей организации. Укажите ее составляющие и покажите конкретные примеры несоответствующего поведения. После чего пообщайтесь с коллегами или создайте опрос, который даст представление о правильном осмыслении информации.
Убедитесь, что у вас надлежащие должностные инструкции
Субординация опирается на должностные инструкции. В них детально указываются не только обязанности, но и то, к кому и как обращаться с определенным вопросом. Все, что не зафиксировано письменно, остается на усмотрение сотрудника.
Дайте время на адаптацию
Поначалу коллеги могут путаться с границами субординации: бояться их перейти или «прощупывать» почву дозволенного. Первое время не стоит резко критиковать отклонения от установленных рамок. Посмотрите на реакцию коллег, возможно, им самим проще сотрудничать в более расширенном формате. Но если чувствуете ущемление или негатив, то вмешайтесь предупреждением и вновь объясните новые стандарты. И помните, что субординацию в компании соблюдают все, вне зависимости от своей должности.
Мы включили субординацию в регламент как гипотезу, чтобы посмотреть на ее реальную пользу. Нам удалось урегулировать часть операционных процессов компании, помочь новичкам быстрее освоиться и улучшить командную работу. Поэтому мы с уверенностью можем говорить о правильности решения, но с поправкой, что для него требуется знать особенности своего бизнеса и его внутренней жизни.