Постановка задач – это базовое умение руководителя, поэтому он несет первостепенную ответственность за их решение. Управленец должен знать, как работает его команда, а также навыки и зону ответственности каждого своего подопечного. Иначе бездумное распределение обязанностей и заданий исполнителям приведет к неприятным последствиям:
- срывам дедлайнов,
- перегрузке занятых сотрудников,
- собственному выгоранию из-за доработок за другими,
- внутренним конфликтам и увольнениям из компании,
- недовольству и уходу клиентов.
Руководителю, который только вступил в должность, бывает сложно заставить сотрудников работать так, как ему нужно. Он надеется на их опыт и думает, что если что-то специалисту неясно, то он обязательно спросит сам. А тот в свою очередь молчит, поняв задачу по-своему или не желая показаться некомпетентным. И только в конце заявленного срока выясняется, что надо было делать не то и не так.
Кейс разработчика. На аутстаф-проект назначили нового менеджера, который не понимал процессы разработки. Одним из первых был примерно такой диалог:
- У пользователя такого-то проблемы такие-то. Посмотрите?
- Логи чистые, ошибок нет. Не видим проблемы. Описанная проблема, вероятнее всего, на стороне клиентского приложения. У нас нет доступа к элементам клиентской страницы с бекенда. (Далее информация, как посмотреть логи браузера для клиента, чтобы мы могли дать советы по правке проблемы.)
- У нас должен быть доступ ко всем действия пользователя, чтобы мы решали любые проблемы без его участия.
- Это невозможно. Можем реализовать запись отдельных действий.
- Реализуйте.
- Какие действия нужно записывать?
- Все, что нужно, чтобы проводить анализ любой проблемы без участия пользователя.
И это реально ВСЕ. После включения в общение руководителя менеджера мы получили задачу с дедлайном 1,5 недели, что нужно записывать только ошибки подписания ЭЦП.
Винить подчиненного в непонимании задачи можно, но когда ты уверен, что имеешь степень магистра в постановке задач и делегировании. В ином же случае стоит усомниться в собственных скиллах таск-менеджмента и научиться необходимому рабочему навыку.
Как правильно ставить задачи
I. Определите исполнителя
Первый критерий при выборе релевантного задаче сотрудника – его загруженность. Если справиться с заданием способен лишь один специалист и у него уже много работы, то сначала следует классифицировать его текущие задачи по важности и срочности, после чего проверить стадии выполнения каждой. Нужно трезво оценивать приоритетность своего задания и временные рамки, а не просить невозможного.
Например, у разработчика уже запланировано внедрение авторизации на сайт компании и устранение бага при оплате товаров. Продукт-менеджер знает, что этот специалист оперативно настроит интеграцию с платформой нового партнера в оговоренный срок. ПМ сопоставляет важность и срочность остальных заданий: понимает, что авторизация важна, но может подождать, а баг следует устранить незамедлительно. Он также уточняет у разработчика, за сколько тот справится с задачей и ставит ее после отладки оплаты, зная, что дедлайн авторизации можно сдвинуть.
Менее очевидно определение исполнителя по его личной заинтересованности и методов реализации. Исходя из этого задачи можно разделить на четыре основных типа.
- Пошаговый план действий, при котором специалист не обязан знать итоговый результат, но должен следовать данной ему инструкции. Это подходит для новичков в команде и людей, которые плохо планируют, но отлично выполняют точные указания.
- Обозначение цели без предоставления алгоритма. Способы достижения решения специалист определяет сам. Главное – точно понять, что требуется, и прийти к этому. Задачи такого рода являются частотными для сотрудников, у которых уже есть свои сценарии по ним.
- Устранение проблемы подразумевает самостоятельное составление плана действий и прогнозирование результатов, возможно, несколько. Для этого тоже желателен опыт или подходящий склад ума, способный генерировать решения.
- Выявление рисков в проблемной области – это изучение причин снижения продаж, предугадывание будущих осложнений из-за введения ограничений или анализ работы конкретного отдела, у которого упала продуктивность. Задачами, связанными с проблемной областью, занимаются линейные руководители, а потом распределяют выявленные проблемы по специалистам третьего типа.
II. Используйте инструменты для передачи задачи в работу
В крупных компаниях задачи ставятся в своих ERP-системах или таких коробочных решениях, как Trello или Jira. Совсем небольшие студии обходятся и мессенджерами, что приводит к потере написанного среди сообщений. Удобно, когда задание визуализировано, расположено среди других, имеет развернутый комментарий и свою маркировку. Поэтому даже агентствам со штатом до 10 человек лучше применять в работе хотя бы Google Таблицы с общим доступом. Мессенджеры больше подходят для того, чтобы уведомить исполнителя о появлении задания.
Если вам нравится ставить задачи устно, то с этой вредной привычкой придется расстаться навсегда. Задач, не зафиксированных письменно, не существует. О них легко забыть или утратить их суть. Работайте в таск-менеджерах и делайте трекинг задач. Сказали устно – продублируйте все ваши слова в корпоративной системе.
III. Сделайте развернутое описание задачи
Существует несколько подходов к постановке задач, самые известные – SMART, CLEAR, FAST. Суть одна – задача должна быть понятна исполнителю, а он мотивирован решить ее наилучшим образом. Для этого четко опишите, что нужно сделать, конкретному специалисту, предоставив всю имеющуюся у вас информацию:
- основной смысл задачи, какую проблему она должна закрыть;
- возможные трудности и уже найденные решения;
- инсайды, референсы и прошлые похожие кейсы;
- сроки, которые стоит назначить с запасом, если что-то все же пойдет не так.
Объясните подробно, к чему должно привести решение задачи. Возможно, вас не устраивал прошлый результат, но вы с ним согласились, чтобы не тратить время. Или теперь он не актуален, и требуется совершенно отличное от того, что было.
Плохой пример: «Нужно создать классную презентацию продукта. Похожую делали так https://docs.google.com/presentation…»
Хороший пример: «К четвергу собери все имеющиеся материалы по клиентскому проекту у отдела разработки и сделай презентацию в формате PDF на 10-12 слайдов. В ней должны быть 3-4 слайда о функционале, один – об удобстве интерфейса и отдельный слайд о потенциальном росте конверсии. Остальные слайды скомпонуй из данных, предоставленных тимлидом. Мы уже делали похожую презентацию https://docs.google.com/presentation…, но в ней не было информации о конверсии. Она убедит клиента в правильности наших решений. Дедлайн: 22 февраля в 14:00». (Показ презентации клиенту назначен на 27 февраля.)
Какой бы развернутой ни была постановка задачи, после нее следует уточнить:
- как понимает задание исполнитель,
- когда планирует приступить,
- с чего собирается начать,
- какой примерный результат он видит уже сейчас.
Небольшой брифинг позволит определить способы решения задачи и выявить недостающие для этого инструменты. Если вы не найдете альтернативную замену, то стоит обеспечить сотрудника запрашиваемыми программами и техникой. При обнаружении информационных пробелов в самой задаче, дополните ее письменно недостающими данными.
Чтобы быть уверенными в готовом решении в назначенный день, контролируйте этапы выполнения задания. Особенно, когда речь идет о сложной задаче, которая делится на подзадачи\спринты. Если в компании отчетность не регламентирована, то договоритесь со специалистом об удобной для всех системе отчетов и сроках спринтов.
Мы в MediaTen используем свою ERP-систему MTunit. В ней сотрудник заполняет форму, в которой подробно описывает суть задания, его срок и назначает ответственных специалистов. Когда он нажимает «добавить», задача появляется на канбан-доске, имея определенный статус и цвет в зависимости от стадии работы над ней. Дополнительно Телеграм-бот присылает исполнителям и кураторам уведомления о появлении задачи и ее дальнейшем движении.
Проблемы в постановке задач возникают и у опытных руководителей, когда им приходится работать со специалистами, которых ранее не было в компании. Чтобы не придумывать «колесо», достаточно спросить у нового сотрудника, как он привык получать ТЗ. После этого обоюдно прийти к структуре задания, которая будет понятна подопечному, или объяснить ту форму, которую использует компания.
Сохраняйте спокойствие, изучайте ретроспективу и не злитесь, если не получается сразу прийти к взаимопониманию. Ведь команда – это тоже своего рода семья, которую вы возглавляете.